Хаяо Миядзаки — не просто аниме из детства

Введение

Хаяо Миядзаки - японский режиссёр-аниматор, продюсер, сценарист, писатель и мангака. Вам он, наверное, будет более известным по таким мультфильмам, как:

  • Навсикая из долины ветров
  • Небесный замок Лапута
  • Мой сосед Тоторо
  • Ведьмина служба доставки
  • Ходячий замок

и многое другое.

Хаяо Миядзаки часто критиковал представителей аниме-индустрии, утверждая, что при рисовании людей они не придерживаются реализма. По его словам,

Аниме создаются людьми, которые не видят других людей… и поэтому индустрия полна отаку.

Режиссёр зачастую подвергал критике и самих отаку. Миядзаки отрицательно относится к капитализму и глобализации, а также к их влиянию на современную жизнь. Он считает, что «коммерческая компания должна быть общей собственностью людей, которые в ней работают»

В творчестве Хаяо Миядзаки затрагиваются темы пацифизма, гуманизма, феминизма, любви, семьи, а также экологические концепции, взаимоотношения человечества с природой и технологиями. Кроме того, в фильмах Миядзаки находит отражение его любовь к идее полёта и летательным аппаратам — они присутствуют практически во всех его полнометражных работах.

Во многих фильмах Миядзаки затрагивается мысль недолговечности Земли. Миядзаки не приветствует современные технологии и считает современную культуру «поверхностной и ненастоящей». Он чувствовал себя расстроенным, когда в период 1955—1965 гг., по его словам

Природа, горы и реки были уничтожены во имя экономического прогресса.

В некоторых фильмах Миядзаки прослеживается антивоенная тема. Дайсукэ Акимото из Animation Studies охарактеризовал фильм «Порко Россо» как антивоенную пропаганду; он посчитал, что главный герой Порко превратился в свинью из-за сильного чувства отвращения к войне. К числу антивоенных фильмов Акимото отнёс также и фильм «Ветер крепчает». Питер Шеллхейз отнес к антивоенным фильмам Миядзаки и «Принцессу Мононокэ».

В общем-то говоря, виновник этой статьи человек на самом деле интереснейший, и думаю, не только мне было бы любопытно узнать о ценностях, взглядах и творчестве самого Миядзаки. Но сегодня в этой статье мы разберем пару его картин, чьи смыслы могли не дойти до многих зрителей, потому что мы могли многое упустить из того, что было создано представителем японской культуры.

Унесенные призраками

И начну я пожалуй, конечно, с самого популярного на мой взгляд аниме от Миядзаки это "Унесенные призраками". Это первая его картина, с которой мне посчастливилось познакомиться в детстве, но, к сожалению, многие двери философского и в целом общего смысла картины мне тогда были закрыты.

Невероятно красивый и столь же безумный мультфильм завораживает вереницей сказочных превращений и одновременно озадачиавет. О чём на самом деле мультфильм «Унесённые призраками» — знает только Миядзаки, но, тем не менее, многие образы этого незаурядного аниме поддаются дешифровке, а значит, понять смысл «Унесённых призраками» чуть глубже вполне реально. И я вам в этом помогу.

the power of words and names

Слова в мультфильме имеют магическую силу и играют решающую роль в освобождении Тихиро и её родителей. Вспомните, как Хаку предупреждает Тихиро не поддаваться на уловки Юбабы и продолжать требовать работу, что и делает девочка. Юбаба знает, что, как только Тихиро отвлечётся и поддержит разговор с ней на другую тему, злая волшебница обретёт контроль над девочкой и никогда не позволит ей и её родителям вернуться домой. Но это понимает и Тихиро, поэтому она громко требует волшебницу дать ей работу, пропуская мимо ушей отвлекающие выпады. Когда Юбаба спрашивает, кто помог девочке, та игнорирует вопрос, зная, что своим ответом может навредить деду Камадзи, Рин и Хаку.

time to become an adult

Итак, Тихиро проходит инициацию, итогом которой становится адаптация к миру взрослых. Первые минуты мультфильма, во время которых мы знакомимся с героиней, не пробуждают в нас особой симпатии к ней — Тихиро выглядит капризной, ленивой, она уныло лежит на заднем сиденье, пока её отец ведёт машину. Примерно в том же состоянии мы застаём малыша Бо — сынишку ведьмы Юбабы. Он злой, капризный, жестокий, занимает огромное пространство, но при этом неспособен сделать что-либо полезное. Только после превращения в мышонка и путешествия к Дзенибе его характер меняется к лучшему. Тихиро ждут ещё более важные перемены.

No bad, no good

Мультфильм «Унесённые призраками» не знает разделения на положительных и отрицательных персонажей. Каждый герой совмещает в себе и хорошее, и плохое, а характеры могут значительно меняться, когда персонажи взаимодействуют друг с другом. Даже Хаку не идеален, ведь ему приходится красть и выполнять другие подлые задания его хозяйки Юбабы. Характер Тихиро поначалу кажется скверным, но чем дальше, тем полнее раскрывается её доброта, отзывчивость, честность и смелость. В то же время те персонажи, которые сперва относятся к Тихиро с презрением — Камадзи и Рин — впоследствии меняют своё отношение к ней и оказывают неоценимую помощь в спасении её родителей.

Такие многогранные образы персонажей выгодно отличают «Унесённых призраками» от типичного детского мультфильма, где чётко обозначено разделение на «добрых» и «злых». Особенно яркий пример перемены характера в этом аниме — Безликий, который перенимает и зеркально отражает черты тех, с кем он разговаривает. Рядом с Тихиро он застенчив и добр, предлагает ей золото, таблички. Перед другими работниками купальни он ведёт себя как алчный монстр, потому что они сами проявляют жадность и алчность. Наконец, он остаётся с Дзенибой, которая решает «перевоспитать» его и приспособить для более полезной работы, нежели пожирание жадных до фальшивого золота жаб.

Со склонов Кокурико

В композиции вначале мультфильма я сразу вспомнил мотив песни "Michael Bublé - Everything". Эта та самая песня, которую я просто обожаю петь, и сообственно пою каждый день, не переставая ни на секунду. Поэтому я с предвкушением ожидал того, что это мультфильм будет явно полон приятными сюрпризами.

no touch

Если вы заметили, то в каждом мультфильме Миядзаки все герои (кроме фильма "Рыбка Поньо на утёсе") максимально стараются не нарушать личное пространство каждого человка. Это всё говорит о высокой уровни культуры японского народа — в Японии принято обниматься только с самыми близкими людьми, а жать руку можно только друзьям, а всем остальным японцы лишь покланяются.

Поэтому на моменте, когда главная героиня подала свою руку помочь Сюну, и их начали вдруг снимать, она оттащила свою руку так, будто их застали за чем-то очень не пристойным.

Но спустя время, когда она горячо признается ему в любви, то ответ Сюна оказывается коротким, но вполне удовлетворительным для любой японской девушки, потому что он одним движением он сказал больше тысячи слов.

hierarchy value

Со склонов Кокурико - это своеобразное посвящение тому поколению японцев 50-60-х годов, которое создало современную Японию. Тут есть определенная плакатность, дух пропагандистской листовок. Глядя на этих ребят, оптимистичных, умных и целеустремленных, воплощающих философию новой Японии - "модернизация с опорой на традиции" - зная, что они таки своего добились, и самому хочется совершить что-нибудь этакое, заразительно-комсомольское. Вот только, в отличии от комсомольцев, юные японцы 50-60-х строили не на песке. Созданное ими здание все еще прочно стоит и совершенствуется.

Дух командной работы, уважение друг к другу, ценность вышепоставленного начальника. Всё это чувствуется, и сделано отнюдь не так, как мы привыкли видеть халям-балям работа, и временное сотрудничество. Оттого и кажется, что это даже немного смахивает на фантастику, но на самом деле это японская реальность.

Мультфильм так же учит нас тому, что быть отвественным и трудолюбивым не означает быть занудным и не интересным. Развитие каждого человека это польза в первую очередь самому себе и затем обществу. Общество честнее, добрее и порядочнее лишь от того, что сам ты тоже порядочен и честен.

there is no future without the past

Прошлое нужно помнить, и мало того, за него нужно бороться. Без прошлого нет будущего. Разрушить все старое, чтобы построить все новое, все равно что забыть тех, кто уже давным давно умер.

Напоминаю, что это священный долг каждого человека — чтить память павших. Прошлое никогда не стоит забывать или разрушать, на основании полученного опыта в прошлом нужно становится созидательным и строить новые возможности в развитии человечества.

Хочется добавить ещё много чего другого, но добавлю лишь то, что в каждом мультфильме от Миядзаки я чувствую покой и уют.

Мне, как вечно ожидающему чего-то необычного в своей ежедневной рутине, всегда нравятся такие мультфильмы, где можно сопереживать главным героям. Ты понимаешь в таких моментах, что ты такой не один. И в любом случае хоть это и кино, но всем нам хочется верить в чудо, хочется верить в то, что, возможно, и со мной случится такое волшебство.

На этом у меня всё. Хотелось поделиться своими впечатлениями обо всех фильмах Миядзаки, но сил хватило пока написать только о двух.

С Уважением,
Заурбеков Алмас.