Противосажевые фильтры

По устройству сажевый фильтр напоминает каталитический нейтрализатор отработавших газов и представляет собой размещенный внутри металлического корпуса блок из керамики или металлокерамики. Блок пронизан множеством тонких каналов, по которым циркулируют выхлопные газы, каналы настолько малы, что способны улавливать и задерживать в себе сажевые зерна. Принцип тот же, как если бы мы просеивали через сито песок или муку. Также устройство оснащено датчиками, контролирующими температуру, дифференциальное давление и количество кислорода. Располагается фильтр за выпускным коллектором, неподалеку от приемной трубы глушителя. Применение СФ очень эффективно, поскольку позволяет добиться практически полного очищения выхлопных газов — задерживается порядка 90 – 99% частиц.

Противосажевые фильтры современных дизельных двигателей можно разделить на три основные группы:

  • PM (Particulare Matrix) — фильтры открытого типа;
  • DPF (Diesel Particulare Filter) — фильтры закрытого типа;
  • FAP (Filtre a Particules) — фильтры закрытого типа с функцией активной регенерации.

Стоит отметить, что PM, по сути, являются даже не фильтрам, а уловителями частиц сажи, и устанавливаются опционально. Ввиду несовершенства и наличия различных побочных эффектов, в нынешнее время фильтры открытого типа практически не используются и потому не требуют детального рассмотрения.

Фильтры типа DPF имеют каталитическое покрытие, и устанавливаются на автомобилях, выпускаемых концерном Volkswagen, а также некоторыми другими производителями. Такие устройства не имеют возможности прочистки и при засорении подлежат замене. Единственным способом восстановления и очистки фильтра, служит пассивная регенерация, происходящая при работе двигателя на предельных нагрузках. Это связано с тем, что при достижении выхлопными газами температуры в 400-600 градусов, происходит сгорание скопившейся сажи.

FAP-фильтры являются разработкой французского концерна PSA (Peuqeot-Citroen), а также применяются в автомобилях марок Ford, Toyota и т.д. Удаление накопленной сажи с устройства выполняется аналогичным DPF способом, однако инициируется процесс регенерации принудительно. В системе используется специальная присадка, содержащая церий и хранящаяся в отдельном бачке. При сгорании церий выделяет огромное количество тепла — температура может достигать 700-1000 градусов, чего недостаточно для разрушения самого устройства, но с лихвой хватает для ликвидации сажи. При заполнении FAP фильтра, системой управления подается команда на впрыск присадки в топливо, за счет чего и происходит активная регенерация сажевого фильтра.

Минусы СФ

В целом противосажевые фильтры зарекомендовали себя как достаточно эффективный способ улучшить безопасность для окружающей среды дизельных двигателей , но через некоторое время эксплуатации автомобиля или после заправки некачественным топливом наступает тот момент, когда основное количество ячеек противосажевого фильтра будет плотно закупорено частичками сажи.

И экологическая «пилюля» показывает свою вторую, горькую сторону, коварство этой второй её натуры уже успели испытать на своих кошельках и нервах многие автовладельцы.

Автомобиль теряет былую прыть, двигатель начинает неустойчиво работать на холостых оборотах и перестает тянуть в движении , увеличивается расход топлива, на приборном щитке появляются предупреждающие желтые и красные сигналы зовущие водителя посетить СТО. Таковы внешние проявления засоренности противосажевого фильтра.

Заметим, что просто убрать фильтр с выхлопной системы невозможно, его наличие и исправность контролирует электронный блок управления двигателем. При отсутствии противосажевого фильтра он переводит работу двигателя в аварийный режим, пропадает тяга, двигатель не развивает обороты и автомобиль может доехать лишь до автосервиса.

Признаки засоренности фильтра

К характерным симптомам выхода из строя сажевого фильтра следует отнести:

  • Ощутимый рост потребления горючего;
  • Повышение уровня моторного масла;
  • Существенное снижение динамики разгона, отсутствие тяги;
  • Неустойчивую работу двигателя на холостых оборотах;
  • Возникновение неестественных звуков и шипения, во время работы ДВС;
  • Периодическую избыточную едкость и дымность выхлопных газов;
  • Включение предупреждающего сигнала на приборной панели.

Нужно понимать, что все вышеперечисленные факторы могут присутствовать отдельно и незакономерно, вплоть до отсутствия какого-либо из них.

Что предложат сделать на СТО

Вариант первый и относительно недорогой – снять и промыть противосажевый фильтр.

Результативность этой процедуры в случаях, когда фильтр сильно забит сажей невелика, а когда физически изношен и вовсе не возможна. Но даже если мойка и даст эффект, сохранится он не долго – максимум до первой заправки не совсем качественной соляркой.

Вариант второй – замена противосажевого фильтра на новый. Стоимость нового не маленькая, в зависимости от марки автомобиля становит от 2-х тысяч долларов и выше.

Учитывая стоимость, небольшой эксплуатационный срок и большую вероятность заправки некачественным топливом, что приведет к преждевременному выходу со строя противосажевого фильтра, поднимается вопрос о целесообразности его замены.

От чего зависит срок службы фильтра

Согласно заявлениям производителей, эксплуатационный ресурс сажевых фильтров составляет 100-150 тысяч километров. Однако важно учитывать что, как это нередко бывает, данные приводятся с расчетом на использование авто в буквально идеальных условиях. Как показывает практика, в отечественных реалиях, соты устройства забиваются существенно раньше. Отсюда и возникают вопросы о том, как правильно отключить сажевый фильтр.

Наибольшее влияние на продолжительность «жизни» агрегата оказывают качество дизельного топлива и качество моторного масла. Дело в том, что масло проникает в цилиндры всегда, даже у неизношенного двигателя, а в нем содержатся всевозможные присадки. И если эту проблему можно решить путем применения исключительно подходящих смазочных материалов с обозначением «DPF» или «FAP», то эффективных способов изменить состав солярки, практически нет. Все дизтопливо, заливаемое на АЗС, отличается повышенным содержанием серы. Именно по этой причине работоспособность фильтра снижается крайне стремительно.

Источники:

https://www.autocentre.ua/news/sobytie/programmnoe-otklyuchenie-sazhevogo-filtra-otnyne-dostupno-v-s-auto-106357.html

https://www.chipmaster.ru/stati/udalit-sazhevyj-filtr-stoit-li/

https://www.abw.by/novosti/experience/204355